Пояснительная записка к
рабочей программе по физике 7-9 класс
Программа составлена
на основе нижеследующей программы:
Программа
ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ Авторы программы: Е. М.
Гутник, А. В. Перышкин В сборнике Программы для общеобразовательных
учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. —
М.: Дрофа, 2008.
Представленная программа
составлена в соответствии федеральным
компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Согласно базисному учебному
плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных
образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2 ч в
неделю в каждом из трех классов.
Курсивом в тексте программы выделены:
1) те же вопросы, что и в
обязательном минимуме;
2) некоторые вопросы,
включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необходимые
для изучения материала стандарта.
Вопросы, выделенные курсивом,
подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки
выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль.
Материал, включенный в
программу сверх указанного в обязательном минимуме и не являющийся необходимым
для изучения материала стандарта, заключен в квадратные скобки. Он может быть
использован при выделении на изучение физики 3 ч в неделю, а также при 2 ч для
реализации дифференцированного обучения.
В обязательный минимум,
утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте.
В данной программе эти вопросы распределены по классам следующим образом:
7 класс — центр тяжести;
8 класс — термометр,
психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрических зарядов в
полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик и микрофон;
9 класс — невесомость;
трансформатор; передача электрической энергии на расстояние; влияние
электромагнитных излучений на живые организмы; конденсатор, энергия
электрического поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные колебания;
принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические спектры;
поглощение и испускание света атомами; источники энергии Солнца и звезд.
В связи с введением в стандарт
нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности
экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся
лабораторным работам включено девять новых. В совокупности с включенными ранее
они охватывают все умения экспериментального характера, содержащиеся в
требованиях, т. е. подлежащие контролю на выходе из 9 класса.
Перечислим названия новых
работ, разбив их на две группы по типам развиваемых ими основных умений,
которые дословно выписаны из требований (здесь и далее многоточия стоят на
месте умений, формируемых старыми работами). Для приобретения или
совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка
времени... давления, температуры, влажности воздуха...», а также «...для измерения
радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включены четыре новые
работы:
1) «Измерение физических
величин с учетом абсолютной погрешности» (7 кл.);
2) «Измерение давления твердого
тела на опору» (7кл.);
3) «Измерение относительной влажности воздуха» (8
кл.);
4) Измерение естественного
радиационного фона дозиметром» (9 кл.).
Назначение второй группы новых
работ заключается в формировании умений «представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:
...силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы
нормального давления, ...периода колебаний груза на пружине от массы груза и
от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы тока от
напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
преломления от угла падения света».
Перечисленные умения
отрабатываются в работах:
5) «Исследование зависимости
силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» (7 кл.);
6) «Исследование зависимости
силы трения скольжения от силы нормального давления» (7 кл.);
7) «Изучение зависимости
периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» (9
кл.);
8) «Исследование изменения со
временем температуры остывающей воды» (8 кл.);
9) «Исследование зависимости
силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Измерение сопротивления» (8 кл.);
10) «Исследование зависимости
угла отражения от угла падения света» (8 кл);
11) «Исследование зависимости угла
преломления от угла падения света» (8 кл.).
Следует отметить, что девятая
работа фактически представляет собой старую работу по измерению сопротивления
участка цепи с некоторыми изменениями и добавлениями.
|